7 важных софт-скиллов в IT
Умение разбираться в “куберах”, строить высоконагруженные системы и “разливать” озера данных - безусловно важные и нужные навыки, без которых не стать успешным ИТ-специалистом. Но кроме этого, важно еще уметь работать в команде, настроить взаимодействия с партнерами, подрядчиками и клиентами, донести и обосновать свое мнение. Как вы наверное уже поняли, мы поговорим сегодня о столь важных и полезных для ИТ-отрасли софт-скиллах.
#1 Коммуникативность хоть и упоминается практически в каждом резюме, но, по факту среди айтишников встречается довольно редко. Тем не менее, эта способность является одной из ключевых. Умение не только придумать, но и донести свои идеи до коллег и заказчиков, прийти к консенсусу - обязательное умение для всех ИТ-специалистов. А способность быть убедительным в глазах собеседника особенно важна для руководителей проектов, архитекторов, тим-лидов и т.д.
Как качать: развивайте умение слушать и слышать. Используйте невербальные сигналы. Будьте естественным в общении. Развивайте ораторские навыки, заблаговременно готовьтесь к важным встречам и выступлениям!
#2 Траблшутинг, или умение эффективно решать проблемы, может враз вознести вас на вершину “пищевой цепочки”, в том числе и в ИТ. Ведь если вы умеет быстро и эффективно снимать “головняк” вашего руководства или у клиентов, вас быстро заметят и будут стараться держать поближе, поручая со временем всё более сложные задачи.
Как качать: старайтесь видеть проблему целиком, погружаться не только в свои, но и в смежные задачи. Изучайте опыт коллег, прикидывайте возможные варианты развития событий. Именно умение смотреть на проблему с разных сторон будет главным вашим преимуществом ;).
#3 Креативность поможет вам творчески переработать задачу, найти нетривиальное решение, “родить” что-то новое, действительно неожиданное, свежее и концептуальное.
Как качать: ищите новые подходы к решению, изучайте уже интересные кейсы, собирайте информацию из разных источников, следите за трендами. Мыслите нешаблонно, прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Чаще переключайтесь от рутинных задач. Черпайте вдохновение в искусстве, наблюдайте за природой, людьми и животными ;)
#4 Здоровое эго. Нет, мы не про то, чтобы мнить себя “ ИТ-гигантом”. Речь об умении правильно воспринимать свои ошибки и учиться на них. Технологии - сложная отрасль и вы можете ошибаться, особенно на первых порах. Не ошибается только тот, кто ничего не делает ;). А вот найти в себе силы признать ошибку, сделать правильные выводы и в дальнейшем не “наступать на те же грабли” - важный навык.
Как качать: Досконально разбирайте свои “косяки” вместе со “старшими товарищами” и коллегами по “цеху”, учитесь спокойно воспринимать конструктивную критику и не стесняйтесь спрашивать обратную связь.
#5 Самодисциплина поможет вам переключаться между задачами, грамотно расставлять приоритеты и не тонуть в ворохе тасков, поручений, писем и прочего
Как качать: книг и тренингов по тайм-менеджменту - великое множество. Примерно столько же существует техник и лайфхаков. Например, при выборе главной задачи на день Брайан Трейси рекомендует: “Оставьте брезгливость. Съешьте лягушку прямо с утра!» ;). Ищите в интернете различные методики, пробуйте их на практике и выбирайте то, что подходит именно вам!
#6 Критическое мышление позволяет подвергать сомнению очевидные на первый взгляд вещи, взвешивать все “за” и “против”, анализиру вводные, подбирая возможные решения и оценивая ожидаемые результаты. Учимся мыслить рационально и организованно ;)
Как качать: возьмите сложную или нестандартную задачу, при этом, не обязательно рабочую ;), погрузитесь в нее до мелочей, сверьтесь в своем понимании со всеми участниками процесса, изучите best practices, предложите и защитите своё решение. Доведите такой подход до автоматизма :)
#7 Эмпатия - самый важный навык для руководителя (если хотите им стать) и для подчиненного, если хотите им остаться ;). Способствует лучшему взаимопониманию, повышает эффективность взаимодействия, вносит в общение нотку теплоты и доверия. Умение видеть и чувствовать своего собеседника порождает совершенно иную среду для совместной работы и творчества.
Как качать: используйте “активное слушание”. Это не только “ага” и “угу” на каждое высказывание собеседника, но и умение погрузиться в его внутренний мир с помощью искренней заинтересованности и наводящих вопросов, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться. Постарайтесь представить, что чувствует ваш собеседник, о чем размышляют в данный момент. Отзеркаливайте эмоции, делайте акцент на его чувства. Например: «Ты расстроен, я полагаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация …». Развивается упражнениями “я на месте другого”, чтением художественной литературы, просмотром психологических фильмов, настольными играми (типа «Имаджинариум») и т.д.